Статьи ОБ

7 “золотых” правил проведения вебинара

Кто бы что ни говорил, проведение вебинара - стрессовый процесс для автора курса, особенно, если эксперт не привык выступать публично. Со временем каждый спикер вырабатывает для себя свои правила и законы, которым следует во время выступления, чтобы удержать внимание аудитории (пожалуй, это одна из самых основных задач). Но есть несколько рекомендаций, которые будут полезны и новичкам, и опытным тренерам.
Итак, делимся с вами золотыми правилами ораторского мастерства для проведения вебинаров:

  1. “Давайте делать паузы в словах”

Информации много, времени мало, перебить вас некому. Благодаря этим факторам, ваша речь может превратиться в сумбурный и торопливый монолог, который мешает восприятию вебинара. Рекомендация проста: делайте паузы, особенно между ключевыми мыслями. Приучите к этому аудиторию. Так вы даете возможность отдохнуть и себе, и ей. Порепетируйте перед зеркалом говорить медленно и размеренно, как политики. Кстати, Стив Джобс репетировал свои выступления перед презентациями до 75 раз!
Есть даже специальное упражнение в ораторском мастерстве, когда человека просят делать паузу в предложении после каждого слова. Попробуйте. Чувствуете, насколько весомее и серьезнее сразу становится речь?

2. Юмор

    Опция, которая очень нужна, но с которой нужно быть осторожным. Плюс: хорошая шутка разряжает обстановку, помогает аудитории запомнить материал, а также является лучшим выходом из ситуации, когда вы не знаете ответ на вопрос или кто-то из посетителей вебинара начинает вести себя неподобающе. Минус: вы не видите реакции на шутки и вам сложно понять, как на самом деле на них реагирует аудитория. Если вы начинающий автор и спикер вебинара, продумывайте юмористические включения заранее и можете даже посоветоваться с коллегами или друзьями на предмет “смешно/не смешно”.

    3. Следите за мимикой, особенно за бровями и глазами

    Доказано, что когда человек смотрит на спикера, то на глаза и брови он обращает внимание в 10 раз чаще, чем на все остальное. Вывод: следите за этими частями лица! Зачастую авторы вебинаров смотрят не на зрителя, а куда-то влево или вправо, на свое изображение, при этом не поддерживают важный зрительный контакт с аудиторией. Не надо так. Попробуйте сместить немного камеру, чтобы и себя видеть, и смотреть на зрителя. Еще один совет: учитесь открытому взгляду и прямым бровям. Записывайте себя на видео, тренируйтесь, установите себе правило вспоминать о своем взгляде, например, пролистывая каждый новый слайд.

    4. Избегайте несоответствия слов, темы и языка жестов

    Несмотря на то, что вас с аудиторией разделяет монитор, зритель очень тонко чувствует любые несоответствия вашей мимики, слов, выражений, тона, стиля одежды. Например, когда вы говорите, что рады всех приветствовать на вебинаре, но не смотрите в камеру и хмурите брови. Или, когда вещаете про модные тренды в маркетинге, но используете устаревшие слова, а ваш пиджак успешно пережил 90-е. Главная опасность такого поведения это потеря доверия, так как неискренность видно за версту.

    5. Не извиняться

    Извинения по поводу и без - это частый “гость” вебинаров начинающих авторов. Просьбы простить за волнение, извинения за не тот слайд, который появился на экране или за то, что вы не можете сходу ответить на вопрос аудитории, абсолютно ни к чему! Попытка найти снисхождение публики в итоге обернется тем, что аудитория не будет видеть в вас лидера и профи. Поэтому, если, например, вы заболели, то не стоит извиняться по 10 раз за хриплый голос, лучше один раз в самом начале сказать, что в связи с простудой вы будете говорить немного тише.

    6. Не суетитесь

    Смена позиции в кадре и движения нужны, особенно, если вы хотите выделить какие-то смысловые части и как можно дольше удерживать внимание аудитории. Но будет ошибкой излишняя подвижность и суетливость: когда спикер теребит волосы, рукава, ручку, постоянно поправляет одежду или прическу или, того хуже, ходит взад-вперед в быстром темпе. Последнее вообще воспринимается аудиторией как желание скорее сбежать.

    7. Боритесь с монотонностью

    … во всем и разными способами, потому что монотонные речи, невыразительные интонации, скучные презентации - это прямой путь к тому, что на вебинар придут 1000 человек, а к концу вебинара останется 50. Есть несколько способов объявить войну монотонности:

    • Продумывать все интонации заранее. Да, это требует долгой подготовки, но работает отлично. Напишите полностью текст вашего вебинара и ключевые слова отметьте заглавными буквами. Также можно распечатать текст, разными цветами нарисовать интонации и следить за произношением во время эфира.


    • Задействуйте различные вербальные каналы: разбавьте вебинар видео, аудио или пригласите в гости еще одного спикера.

    Организуйте “движуху”. Разбавляйте речь взаимодействием с аудиторией: после основных блоков информации просите высказать свое мнение и написать его в чат, пройти тест или опрос, решить какую-либо задачу. Как правило, аудитория позитивно относится к такой активности и заново включает внимание.


    • Хорошо продуманная презентация - это половина успеха вебинара. Подготовьте визуальный ряд, который будет удерживать зрителей у экрана. Кстати, разные исследования показывают, что смена слайда в идеале должна происходить каждые 4-8 секунд! При этом для зрителя новый слайд может выглядеть как дополнительная строчка или картинка, которая у него уже перед глазами, главное - динамика.

    Желаем вам уверенности в выступлениях, лояльной аудитории и успешных вебинаров!

    Больше о том, как организовать качественный продающий вебинар, вы можете узнать на курсе по запуску онлайн-школ NewSchool. Подробности здесь.