Статьи ОБ

Структура онлайн-курса: все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Авторы и продюсеры, которые впервые разрабатывают программу курса, знают, что от количества вопросов и сомнений голова идет кругом. Как выстроить структуру, чтобы учиться было не скучно? Какой длины должны быть видеоуроки? Николай Волосянков, основатель “Обнаженного бизнеса” и продюсер со стажем, рассказывает о собственном подходе к разработке программы и делится лайфхаками.

“Модульная” система

Какой бы курс мы не разрабатывали, мы используем “модульную” систему, т.е. делим всю программу на модули. Модуль - это логически завершенный блок информации, который ведущий курса дает своим ученикам; в системе Getcourse такие модули называются “подтренинги”.

Суть подхода может продемонстрировать наш курс “Shopify Academy” - онлайн-школа учит 10 шагам, которые позволят открыть прибыльный бизнес на Shopify. Каждому шагу посвящен отдельный модуль: выбор продукта и поставщика; создание магазина на Shopify; настройка маркетинговых инструментов; подключение дополнительных каналов продаж и многое другое.
Количество модулей в курсе не ограничено, но, как правило, один модуль занимает одну неделю.

image

Доступ к модулям

После того, как вы определитесь с главными подтемами (модулями) курса, вам нужно определиться, какова будет система доступа к ним:

  1. Открытая: все модули открыты для учеников и они могут сразу же посмотреть любой блок информации по своему выбору, без ограничений;

  2. Поэтапная: ученик имеет доступ только к первому модулю, следующий модуль открывается на определенных условиях: просмотр предыдущих видеоуроков, выполнение домашнего задания и т.д.

Выбор системы доступа зависит от темы вашего курса и необходимости предоставлять информацию поэтапно. Если ваш курс называется “Макияж на все случаи жизни”, то нет ничего страшного в том, если все модули будут открыты сразу. Ученицы могут выбрать тему, которая им интересна в конкретный момент времени: “Вечерний макияж”, “Повседневный макияж”, “Свадебный макияж” и т.д. Другое дело, когда вы обучаете на курсе более сложным пошаговым процессам. Например, если тема курса это открытие бизнеса или, как вариант, иностранный язык, то лучше предпочесть поэтапную систему доступа. Так ученики не пропустят никакой важной информации. Наш продюсерский центр “Обнаженный бизнес” чаще специализируется именно на последних, поэтому в большинстве случаев мы используем поэтапный доступ.

Уроки

Каждый модуль в программе курса поделен на отдельные видеоуроки. В нашей школе изучения английского языка Genius English при нажатии на конкретный модуль список уроков выглядит так:

image

У каждого урока также есть своя структура, они могут содержать тексты/видео/домашние задания/раздаточный материал/бонусы и т.д. Мой совет: урок должен быть посвящен одной идее, состоять из одного видео, содержать одно домашнее задание. Иначе может потеряться смысл урока, снизиться скорость усвоения материала у учеников.

Длина видео-урока зависит от сложности материала, но я не рекомендую делать ее свыше 30 минут, в идеале - 20 минут. Доказано, что именно это количество времени мозг может удерживать внимание максимально эффективно, далее сосредоточенность стремительно падает.

Составляя домашнее задание, ориентируйтесь, что ученик должен справиться с ним самостоятельно и потратить на него не более 2-х часов. Если ему придется трудиться над ним дольше, в 90% случаев это послужит демотивацией продолжать обучение и покупать у вас курсы в дальнейшем.

С чего начать?

Первым делом при разработке программы курса разработайте свой собственный шаблон курса, это значительно облегчит вам жизнь и выявит слабые места. Шаблон может выглядеть примерно так:

Название курса:

Глобальный результат учеников по окончании курса:

Модуль 1. Название

Урок 1. Название

1.1.Тезисы, что будут в видеоуроке

1.2.Домашнее задание к видеоуроку

и т.д.

Шаблон должен содержать все модули, уроки и домашние задания, при этом я рекомендую прописывать программу с конца. Чуть позже вы сможете перенести эту схему на специальную платформу для онлайн-школ, например Getcourse. Но сделав это сначала на бумаге, вы, помимо прочего, сможете сэкономить на использовании дополнительных сервисов.

______________________

Не стоит думать, что шаблон, составленный вами в начале, это и есть окончательная программа курса. К слову, когда мы готовились к запуску курса по созданию онлайн-школ NewSchool, я переписывал программу 3 раза. Обязательно проведите тестирование программы, убедитесь, что она мотивирует изучать ваш предмет, дает всю нужную информацию, не является сырой или непонятной. Иногда на это требуется время. Чтобы его сэкономить, приходите на курс NewSchool, где мы уделяем структуре и контенту вашей онлайн-школы повышенное внимание.

Желаем удачи!
История успеха